350000, Краснодар,
ул. Митрофана Седина, 62
ПН-ПТ: 08:00-19:00
СБ-ВС: 09:00-18:00
Версия для слабовидящих
Что делать, если ребёнок не слышит?

Тугоухость или глухота у ребёнка - причины и лечение

Большинство родителей уверены, что обязательно заметили бы нарушения слуха у своего ребёнка.

Но, к сожалению, бывает так, что даже глухоту обнаруживают только после трёх лет. Прежде всего, стоит отметить важность профилактических осмотров у педиатра и оториноларинголога.

Обязательно стоит обращаться к сурдологу, если рекомендована консультация или есть сомнения в сохранности слуха.
ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно проверять слух:
  • после отитов,
  • при наличии аденоидов,
  • при частых затяжных простудных заболеваниях и ОРВИ с тяжёлым течением.

В возрасте после 2-ух лет можно заподозрить нарушение слуха, если:

Если вы заметили, что-то из перечисленного, для начала стоит обратиться к лору, затем, если нарушение слуха подтвердится, к сурдологу.

1
Наблюдается замедление темпов речевого развития.
2
Нарушено произношение звуков, речь не разборчива, трудности с составлением сложных предложений.
3
Ребёнок говорит громче сверстников.
4
Часто просит повторить сказанное.
5
Не слышит собеседника при фоновом шуме в магазине или на детской площадке.
6
Трудности во время общения по телефону.
7
Увеличение громкости телевизора.
8
Неправильное поведение на просьбу.
9
Трудности в определении источника звука.
10
Нарушение координации движений, низкий уровень пространственной ориентации.
11
Сложности в переключении внимания.
12
Процесс запоминания базируется только на зрительных образах.
13
Ребёнок отстаёт в школе, не справляется с программой.
14
Есть признаки задержки психического развития.

Если ребенок не слышит, то необходимо обратиться к врачу-сурдологу и установить диагноз.

Сделать это необходимо в возрасте до одного года и сразу подобрать специальные детские слуховые аппараты. Тогда ребенок будет развиваться естественно, у него не "заглохнут" врожденные речевые рефлексы.

Наши сурдологи

  • Рощенко
    Светлана Андреевна
    Сурдолог-оториноларинголог
    (взрослый, детский).
    Стаж с 2015 года.
  • Куракин
    Александр Владимирович
    Сурдолог-оториноларинголог
    (взрослый, детский).
    Стаж с 2018 года.
  • Мизеровская
    Галина Александровна
    Сурдолог-оториноларинголог
    (взрослый, детский).
    Стаж с 2016 года.

Стоимость услуг сурдолога-оториноларинголога

Сразу, как только настроены слуховые аппараты — необходимо начать заниматься с психологом-сурдопедагогом.
Хотя ребенок и стал слышать в слуховых аппаратах — слышит он все равно не как здоровый человек, поэтому для того чтобы ребенок начал говорить необходимо с ним регулярно и много лет заниматься развитием речи!

Наш сурдопедагог-психолог

  • Львова
    Ксения Геннадьевна
    Cурдопедагог-психолог.
    Логопед.
    Стаж с 2013 года.

Стоимость услуг сурдопедагога-психолога

Диагноз тугоухость или глухота у ребенка часто для родителей звучит подобно смертному приговору.

Возникает масса вопросов:
  • Ребенок - инвалид? Что делать?
  • Как и в каком возрасте одеть слуховые аппараты?
  • Надо ли делать операцию по кохлеарной имплантации?
  • Как научить глухого ребенка говорить?
  • Сможет ли ребенок учиться в массовой школе?
В СурдоЦентре команда специалистов поможет вам решить все эти вопросы.

Инвалидность — это не приговор. Что делать:
  • Установить степень тугоухости и как можно раньше одеть ребенку специальные детские слуховые аппараты. Установить диагноз необходимо в возрасте до одного года и сразу подобрать специальные детские слуховые аппараты. Тогда ребенок будет развиваться естественно, у него не "заглохнут" врожденные речевые рефлексы.
Когда нужна операция - кохлеарная имплантация:
При регулярных занятиях ребенок после кохлеарной имплантации или со слуховыми аппаратами сможет говорить как обычные дети, посещать обычную общеобразовательную школу и получить любую профессию.
Отвечает сурдопедагог Львова Ксения Геннадьевна.

Нарушение слуха – одна из самых распространённых причин ограничения жизнедеятельности.

Примерно 3 ребёнка из 1000 рождается с нарушением слуха. В улитке глухих детей даже с минимальными остатками слуха, о которых нам говорит аудиограмма, имеются сохранные слуховые волосковые клетки. Но эти клетки лишены возможности функционировать, так как до них не доходят звуковые сигналы.

Живые клетки нужно заставить работать, а этого можно достичь только благодаря слухопротезированию, которую осуществляет сурдолог или слухопротезист, и благодаря специальным коррекционно-развивающим занятиям, которые проводит сурдопедагог.

Слухопротезирование осуществляется с помощью слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантов, которые подбираются и программируются в соответствии с потерей слуха каждого ребёнка.

Важно выбрать и настроить слуховые аппараты и/или кохлеарные импланты сразу после постановки диагноза!

От того насколько хорошо и своевременно ребёнок начинает слышать, напрямую зависит его речи и социальная адаптация.

Нужно ли носить слуховые аппараты детям с тугоухостью?

Если у ребенка установлена тугоухость, то начиная со второй степени, ему обязательно нужно носить слуховой аппарат. Если тугоухость носит двухсторонний характер – два слуховых аппарата (бинауральное слухопротезирование). Слуховой аппарат поможет ребенку сформировать правильную речь, развиваться, обучаться для дальнейшей профессиональной пригодности и социальной адаптации в обществе.

Слуховой аппарат необходим детям для интеллектуального развития. Помимо того, что детям с тугоухостью нужно сидеть в школе за первой партой, им необходимо постоянно носить слуховой аппарат. Вид слухового аппарата зависит от диагноза ребенка и подбирается слухопротезистом или врачом-сурдологом. Его выбор будет связан с типом тональной аудиограммы, а также состоянием у маленького пациента наружного, среднего и внутреннего уха с обеих сторон. Как правило, слуховой аппарат прикрепляется к тому уху ребенка, которое слышит у него лучше всего, чтобы его мозг мог получать правильный сигнал.

Перед приобретением слухового аппарата для ребенка необходимо учесть много разных факторов. Выбор конкретного типа слухового аппарата зависит от тяжести патологии, личных предпочтений ребёнка и его родителей. Самые ключевые факторы, определяющие вид устройства:
  • степень потери слуха и вариант (с одной стороны или двусторонняя глухота);
  • анатомические особенности уха (некоторые виды аппаратов просто не поместятся в детские уши);
  • возраст ребёнка, его навыки и потребности, способности.
  • внешний вид, эстетические характеристики;
  • качество звука.
Один из важных аспектов при подборе слухового аппарата – это возраст пациента. Детям до шести лет необходим прибор с одним режимом восприятия, который программируется индивидуально. Это помогает быстрее привыкнуть к восприятию звуковых раздражителей. Такой прибор помогает в обучении распознавания речи, обучения чтению и произношению всех звуков.

Детям постарше нужны слуховые аппараты разными режимами настроек. Им нужны адаптивные приборы к разным звуковым ситуациям. Это помогает в профессиональном обучении и социализации.
Материал на странице проверен врачом-сурдологом высшей категории, оториноларингологом со стажем более 41 года Токаревой Ираидой Юрьевной.