350000, Краснодар,
ул. Митрофана Седина, 62
ПН-ПТ: 08:00-19:00
СБ-ВС: 09:00-18:00
Версия для слабовидящих
Что делать, если ребёнок не говорит?

Задержка речевого развития у детей - причины и лечение

Ребенок с нормальным развитием и слухом в год должен говорить 6-8 слов. В полтора года ребенок должен говорить простые фразы.

Если ребенок не говорит даже в 2 года — это не норма. Бездействовать опасно! Речь и умственное развитие идут параллельно. Не стоит ждать 3х лет, пока ребенок заговорит самостоятельно.

Причины задержки речевого развития:
  • Социальные причины: дефицит живого общения — это беда поколения интернета. Чтобы ребенок заговорил, надо с ним с самого рождения разговаривать.
  • Физиологические причины: снижение слуха, неврологические заболевания, отставание в психическом развитии.
В роддоме проводят тест слуха, но это скрининг — результат может быть не всегда достоверным.

Проверьте речевое развитие своего ребенка!

Возрастные показатели речевого развития. (материал взят из монографии «Речевые нарушения у детей» под ред. Л.С.Чутко и О.В.Елецкой).

В случае, если вы обнаружили одно или несколько несоответствий речевого развития вашего ребенка относительно возрастной норме, необходимо:

1
Проверить слух.
Обязательно проверить слух ребенка, так как даже при незначительном снижении слуха, речь развиваться правильно не будет.
2
Провести обследование.
Необходимо произвести обследование у врача-невролога и детского психиатра, чтобы диагностировать заболевания ЦНС и поведенческих нарушений, при которых возникает задержка речевого развития.
3
Начать занятия и лечение.
После установления диагноза, необходимо как можно раньше (с 1-1,6 лет) начать индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом, а при снижении слуха (до 1 года) надеть слуховые аппараты ребенку и заниматься с сурдопедагогом.
Важно!
Нервная система ребенка очень пластична, после 5-7 лет процесс становится необратимым, а при раннем обращении к специалистам и своевременной речевой реабилитации, ребенок может в речевом развитии догнать своих сверстников.

Разобраться в причине, почему ребенок не говорит, помогут врачи: сурдолог и невролог

Проверить слух можно уже у новорожденного — отоакустическая эмиссия покажет работают ли волосковые клетки улитки, слуховые вызванные потенциалы показывают, как работают слуховые проводящие пути головного мозга, а assr -тест покажет какая потеря слуха у ребенка на речевых частотах.

Все обследования слуха у маленьких детей проводят в состоянии сна.

Лечение у невролога и занятия по развитию речи помогут, только если у ребенка нет нарушений слуха.

Наши сурдологи

  • Рощенко
    Светлана Андреевна
    Сурдолог-оториноларинголог
    (взрослый, детский).
    Стаж с 2015 года.
  • Куракин
    Александр Владимирович
    Сурдолог-оториноларинголог
    (взрослый, детский).
    Стаж с 2018 года.
  • Мизеровская
    Галина Александровна
    Сурдолог-оториноларинголог
    (взрослый, детский).
    Стаж с 2016 года.

Стоимость услуг сурдолога-оториноларинголога

Если выявили снижение слуха — помочь может только сурдолог

В СурдоЦентре команда специалистов предлагает широкий спектр услуг по коррекции нарушений слуха и речи. Детский сурдолог подберет ребенку специальные детские слуховые аппараты, специалист по отопластики изготовит индивидуальные ушные вкладыши для слуховых аппаратов, психолог-сурдопедагог разработает индивидуальную программу по развитию речи.

Если слуховые аппараты одеть в возрасте до 1 года и регулярно заниматься — ребенок не будет отставать в развитии от сверстников.

Психологи-сурдопедагоги нашего центра владеют методикой начального запуска речи, разработанной известным российским педагогом Эмилией Львовной Леонгард. Учеными доказано, что эта же методика подходит и для слышащих детей при задержке речевого развития.

Логопед начинает заниматься с детьми после 3 лет, исправляет дефекты речи. Он не владеет методикой запуска речевого развития. Начинать занятия в 3 года — это уже поздно.

Развитие речи у детей в норме

В каждом человеке генетически заложена способность к речи. Любой ребенок, даже абсолютно глухой, гулит в первые 3-4 месяца жизни. Но к 6 месяцам гуление должно перейти в лепет, то есть ребенок подолгу скандирует и повторяет слоги типа — ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па — это так называемая «рефлекторная» речь. В этом возрасте ребенок начинает подражать речи окружающих его взрослых.

Чтобы развитие речи проходила нормально, кроме нормального слуха необходимо и речевое окружение. Малышу необходимо петь песенки и постоянно разговаривать с ним, что бы вы не делали, если Ваш ребенок рядом необходимо комментировать каждое свое действие. Речь должна быть живой, а не «в телевизоре» или в другом звуковом устройстве.

В младенческом возрасте ребенок слышит музыку, но воспринимает и подражает только живой речи. В этот период дети начинают осознанно воспринимать свой собственный голос и забавляться речью.

В 7-8 месяцев ребенок выполняет простые речевые инструкции: на вопрос- «где мама?, где глазки?» - показывает.

К 1 году у ребенка появляется 5-6 простых лепетных слов, которые он применяет совершенно осознанно. В этом возрасте ребенка надо постоянно побуждать к диалогу с Вами, играть в простые игры, читать простые книжки с крупными картинками. К полутора- двум годам у ребенка появляется простая двусложная фраза.

Развитие речи у глухого ребенка

У глухого ребенка естественного развития речи не происходит, его развитие останавливается на уровне скандирования отдельных слогов, а затем, если во время не обратиться с специалисту, «рефлекторная» речь затухает и ребенок очень громко, так как не слышит себя, издает звуки похожие на мычание.

При врожденной тугоухости и глухоте медикаментозное лечение не помогает. Ребенок с такой потерей слуха никогда не будет слышать самостоятельно. Но не следует отчаиваться: нарушение слуха - недостаток физический, но не психический. Ребенок с проблемами слуха может и должен овладеть устной речью и нормально развиваться. Для этого необходимо как можно раньше, сразу же после установления диагноза, подобрать ему качественные слуховые аппараты. Нельзя терять ни дня: наиболее благоприятный период для овладения языком – от 6-12 месяцев до 2х. лет.

В идеале установить степень тугоухости, правильно подобрать и одеть слуховые аппараты ребенку надо до 6 месяцев. Тогда развитие речи у ребенка будет развивается практически так же, как у здорового ребенка. Если ребенок начинает носить слуховые аппараты после 2х. летнего возраста, то без специальных занятий по развитию речи и слухового восприятия с сурдопедагогом, ребенок самостоятельно не начнет говорить, какие бы современные и дорогие слуховые аппараты у него не были.

Для развития ребенка со сниженным слухом очень важно точно и правильно подобрать слуховые аппараты. Этим должен заниматься только детский врач сурдолог, не правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат может даже навредить слуху ребенка. При глубокой глухоте не могут помочь даже слуховые аппараты, как правило это выявляется в процессе ношения слуховых аппаратов. В процессе наблюдения за развитием ребенка врача - сурдолога и регулярных занятий с сурдопедагогом, уточняется слух и подстраиваются слуховые аппараты.

Если при всех этих условиях через 6 месяцев ношения слуховых аппаратов у ребенка не появляются лепетные слова и выявляется глубокая глухота — то нормальному развитию ребенка может помочь только операция по кохлеарной имплантации. Это высокотехнологичная и очень дорогостоящая операция. В России всем нуждающимися детям операция проводится совершенно бесплатно. Но даже после операции ребенку надо заниматься со специалистом, чтобы научить слушать и говорить.

Глубокие нарушения слуха все-таки встречаются относительно редко, гораздо чаще у детей встречаются не значительные нарушения слуха у детей.
Материал на странице проверен врачом-сурдологом высшей категории, оториноларингологом со стажем более 41 года Токаревой Ираидой Юрьевной.