Задержка речевого развития у детей - причины и лечение
Ребенок с нормальным развитием и слухом в год должен говорить 6-8 слов. В полтора года ребенок должен говорить простые фразы.
Если ребенок не говорит даже в 2 года — это не норма. Бездействовать опасно! Речь и умственное развитие идут параллельно. Не стоит ждать 3х лет, пока ребенок заговорит самостоятельно.
Причины задержки речевого развития:
Социальные причины: дефицит живого общения — это беда поколения интернета. Чтобы ребенок заговорил, надо с ним с самого рождения разговаривать.
Физиологические причины: снижение слуха, неврологические заболевания, отставание в психическом развитии.
В роддоме проводят тест слуха, но это скрининг — результат может быть не всегда достоверным.
Проверьте речевое развитие своего ребенка!
Возрастные показатели речевого развития. (материал взят из монографии «Речевые нарушения у детей» под ред. Л.С.Чутко и О.В.Елецкой).
Год жизни; Возраст; Речевые навыки; Запись
<strong>Первый год жизни.</strong>; 0-2 месяцев.; Рефлекторный младенческий крик.;+ button=#popup:myform
;2-3 месяцев.; Крик-плач отражает негативные эмоции, появляется гуление.;+ button=#popup:myform
;4-5 месяцев.; Реакция на знакомых людей, смех, ребенок ищет источник звука и сосредотачивает на нем внимание.;+ button=#popup:myform
;6 месяцев.; Появляется лепет. Формирование первых слогов.;+ button=#popup:myform
;6-9 месяцев.; Развивается способность связывать слова с действиями и предметами.;+ button=#popup:myform
;10-11 месяцев.; Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов «мама, папа, баба».;+ button=#popup:myform
;12 месяцев.; Словарный запас - 5-10 слов.;+ button=#popup:myform
<strong>Второй год жизни.</strong>; 15-18 месяцев.; Словарный запас – 10-20 слов, ребенок понимает простые инструкции. Показывает части тела.;+ button=#popup:myform
;18-24 месяцев.; Появляются первые предложения.;+ button=#popup:myform
<strong>Третий год жизни.</strong>; 2-3 года.; Ребенок использует глаголы и прилагательные, различает единственное и множественное числа, разграничивает настоящее и прошедшее время. Словарный запас – 100-300 слов.;+ button=#popup:myform
;3 года.; Словарный запас 300-800 слов. Короткие фразы из 3-4 слов. Дети могут назвать свое имя, пол, возраст.;+ button=#popup:myform
<strong>Четвертый год жизни.</strong>; 3-4 года.; Дети употребляют развернутые предложения.;+ button=#popup:myform
;4 года.; Словарный запас достигает 1500-2000 слов.;+ button=#popup:myform
<strong>Пятый год жизни.</strong>; 4-5 лет.; Использование усложненных предложений, высказывания напоминают короткий рассказ.;+ button=#popup:myform
;5 лет.; Активный словарь более 2500 слов.;+ button=#popup:myform
<strong>Шестой, седьмой годы жизни.</strong>; 6-7 лет.; Словарный запас более 3000 слов. Использование всех основных частей речи. Овладевает всеми звуками родного языка. Формируются навыки чтения.;+ button=#popup:myform
В случае, если вы обнаружили одно или несколько несоответствий речевого развития вашего ребенка относительно возрастной норме, необходимо:
1
Проверить слух.
Обязательно проверить слух ребенка, так как даже при незначительном снижении слуха, речь развиваться правильно не будет.
2
Провести обследование.
Необходимо произвести обследование у врача-невролога и детского психиатра, чтобы диагностировать заболевания ЦНС и поведенческих нарушений, при которых возникает задержка речевого развития.
3
Начать занятия и лечение.
После установления диагноза, необходимо как можно раньше (с 1-1,6 лет) начать индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом, а при снижении слуха (до 1 года) надеть слуховые аппараты ребенку и заниматься с сурдопедагогом.
Записаться на приём к сурдологу
Важно! Нервная система ребенка очень пластична, после 5-7 лет процесс становится необратимым, а при раннем обращении к специалистам и своевременной речевой реабилитации, ребенок может в речевом развитии догнать своих сверстников.
Разобраться в причине, почему ребенок не говорит, помогут врачи: сурдолог и невролог
Проверить слух можно уже у новорожденного — отоакустическая эмиссия покажет работают ли волосковые клетки улитки, слуховые вызванные потенциалы показывают, как работают слуховые проводящие пути головного мозга, а assr -тест покажет какая потеря слуха у ребенка на речевых частотах.
Все обследования слуха у маленьких детей проводят в состоянии сна.
Лечение у невролога и занятия по развитию речи помогут, только если у ребенка нет нарушений слуха.
Если слуховые аппараты одеть в возрасте до 1 года и регулярно заниматься — ребенок не будет отставать в развитии от сверстников.
Психологи-сурдопедагоги нашего центра владеют методикой начального запуска речи, разработанной известным российским педагогом Эмилией Львовной Леонгард. Учеными доказано, что эта же методика подходит и для слышащих детей при задержке речевого развития.
Логопед начинает заниматься с детьми после 3 лет, исправляет дефекты речи. Он не владеет методикой запуска речевого развития. Начинать занятия в 3 года — это уже поздно.
В каждом человеке генетически заложена способность к речи. Любой ребенок, даже абсолютно глухой, гулит в первые 3-4 месяца жизни. Но к 6 месяцам гуление должно перейти в лепет, то есть ребенок подолгу скандирует и повторяет слоги типа — ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па — это так называемая «рефлекторная» речь. В этом возрасте ребенок начинает подражать речи окружающих его взрослых.
Чтобы развитие речи проходила нормально, кроме нормального слуха необходимо и речевое окружение. Малышу необходимо петь песенки и постоянно разговаривать с ним, что бы вы не делали, если Ваш ребенок рядом необходимо комментировать каждое свое действие. Речь должна быть живой, а не «в телевизоре» или в другом звуковом устройстве.
В младенческом возрасте ребенок слышит музыку, но воспринимает и подражает только живой речи. В этот период дети начинают осознанно воспринимать свой собственный голос и забавляться речью.
В 7-8 месяцев ребенок выполняет простые речевые инструкции: на вопрос- «где мама?, где глазки?» - показывает.
К 1 году у ребенка появляется 5-6 простых лепетных слов, которые он применяет совершенно осознанно. В этом возрасте ребенка надо постоянно побуждать к диалогу с Вами, играть в простые игры, читать простые книжки с крупными картинками. К полутора- двум годам у ребенка появляется простая двусложная фраза.
У глухого ребенка естественного развития речи не происходит, его развитие останавливается на уровне скандирования отдельных слогов, а затем, если во время не обратиться с специалисту, «рефлекторная» речь затухает и ребенок очень громко, так как не слышит себя, издает звуки похожие на мычание.
При врожденной тугоухости и глухоте медикаментозное лечение не помогает. Ребенок с такой потерей слуха никогда не будет слышать самостоятельно. Но не следует отчаиваться: нарушение слуха - недостаток физический, но не психический. Ребенок с проблемами слуха может и должен овладеть устной речью и нормально развиваться. Для этого необходимо как можно раньше, сразу же после установления диагноза, подобрать ему качественные слуховые аппараты. Нельзя терять ни дня: наиболее благоприятный период для овладения языком – от 6-12 месяцев до 2х. лет.
В идеале установить степень тугоухости, правильно подобрать и одеть слуховые аппараты ребенку надо до 6 месяцев. Тогда развитие речи у ребенка будет развивается практически так же, как у здорового ребенка. Если ребенок начинает носить слуховые аппараты после 2х. летнего возраста, то без специальных занятий по развитию речи и слухового восприятия с сурдопедагогом, ребенок самостоятельно не начнет говорить, какие бы современные и дорогие слуховые аппараты у него не были.
Для развития ребенка со сниженным слухом очень важно точно и правильно подобрать слуховые аппараты. Этим должен заниматься только детский врач сурдолог, не правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат может даже навредить слуху ребенка. При глубокой глухоте не могут помочь даже слуховые аппараты, как правило это выявляется в процессе ношения слуховых аппаратов. В процессе наблюдения за развитием ребенка врача - сурдолога и регулярных занятий с сурдопедагогом, уточняется слух и подстраиваются слуховые аппараты.
Если при всех этих условиях через 6 месяцев ношения слуховых аппаратов у ребенка не появляются лепетные слова и выявляется глубокая глухота — то нормальному развитию ребенка может помочь только операция по кохлеарной имплантации. Это высокотехнологичная и очень дорогостоящая операция. В России всем нуждающимися детям операция проводится совершенно бесплатно. Но даже после операции ребенку надо заниматься со специалистом, чтобы научить слушать и говорить.
Глубокие нарушения слуха все-таки встречаются относительно редко, гораздо чаще у детей встречаются не значительные нарушения слуха у детей.